[сир. ; араб. ] (кон. IX в.), еп. Тахала (обл. Бет-Гармай), восточносир. богослов и писатель. Согласно И. С. Ассемани, Туванита - название родного городка Д. б. Т. Авдишо бар Бриха в «Каталоге писателей» называет 9 произведений Д. б. Т.: «Книгу цветов» ( ), «Утешительные речи» ( ), «Изъяснения» ( ), «Ответ на вопросы из Писания» ( ), «Разнообразные затруднения» ( ), «Благодарения» ( ), «Мимры, собранные по размерам», «Объяснения и вопросы ( ) к божественной ( ) пятой книге мар Исаака Ниневийского», «Изъяснение начал знания» ( ).
В «Объяснениях... на Исаака Ниневийского» Д. б. Т., по-видимому, критиковал нек-рые положения свт. Исаака Сирина, известнейшего восточносир. мистика, ставшего популярным в Византии и на Руси. Об этих критических высказываниях упоминает защищавший Исаака Сирина писатель Ханун ибн Юханна ибн ас-Салт (IX в.), из чего видно, что в несторианской Церкви IX в. богословие мар Исаака находилось в центре богословских споров (столетием ранее ряд известных несторианских мистиков были преданы анафеме за отход от несторианской ортодоксии и мессалианство). В последнем произведении Д. б. Т. под словом «знание» имеются в виду нравственные правила Евагрия Понтийского, ставшего основным аскетико-богословским авторитетом Церкви Востока после Бабая Великого. Из произведений Д. б. Т., перечисленных Авдишо, сохранились лишь отдельные небольшие цитаты, приводимые Ишоднахом Басрским (IX в.) и рядом позднейших авторов. Мнение Ж. Б. Шабо о тождестве Д. б. Т. и Даниила бар Марьяма, высказанное в 1896 г. и ранее многими принимавшееся на веру, не подтверждается совр. научными данными.